Молчанка - это не игра!

С детьми надо играть. Играть в игрушки, в снежки, в прятки... Но только не в молчанку. Если Ваше чадо не обзавелось приемлемым словарным запасом к 2 годам - это тревожный симптом. Это знак того, что следует показать его врачам. Потому что задержка речевого развития совсем не игра. Она влияет на психологическое развитие ребенка, формирование его навыков межличностного взаимодействия и коммуникации между детьми. Кроме того, задержка речевого развития может отрицательно сказаться на развитии познавательных навыков ребёнка.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата.

В первый год жизни ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.) и первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков). По его окончании в активном словаре ребенка должно появится примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т. д.), а в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий).

До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6–1,8 года начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет. Однако, в целом, их речевое и психическое развитие протекает нормально.

К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы; говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Таким образом признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации); отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года; неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет; невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.); отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет; неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет; полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.); преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Дети с задержкой речевого развития должны быть проконсультированы группой специалистов клиники «Медик», включающих педиатра, детского невролога, детского отоларинголога и логопеда. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика задержки речевого развития применяется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов и тугоухости у ребенка. А логопедическое обследование включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. Важно отличать задержку речевого развития от общих нарушений развития. И тут никак не обойтись без специалистов.

В случае с задержкой речевого развития следует говорить скорее о коррекционной помощи маленьким пациентам, нежели лечении. Объем этой самой помощи зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
 

Если же в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать и лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов.

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Помните: эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и от ваших конкретных усилий, дорогие родители!